Главные события и проекты Центра «ТОЧКА ПСИ» в 2018 году

10-02-19 Александра Гаврилова

1. В 2018 году нашему Центру исполнилось 15 лет!

Рожденный как проект, из потребности расти, меняться самим и помогать развиваться образованию, – он стал чем-то большим:

  • местом любимой работы и образом жизни  для небольшой, но интересной команды;
  • перекрестком, на котором встречаются очень разные и неравнодушные к образованию люди;
  • ресурсным центром для педагогических и коллективов и научных лабораторий; источником вдохновения для многих и многих наших коллег…

Годы показали, что умеем и хотим все это создавать для себя и других. И мы уже перелистнули страницу 15-летия и двинулись дальше…

Марина Битянова

2. «Школа жизненных проектов» и апробация Технологии жизненного проектирования


В прошедшем году стартовали две программы, посвященные Технологии жизненного проектирования. Совокупно в них участвуют 50 педагогов и 90 старшеклассников из 5 регионов России: Иркутская область, Москва, Московская, Калужская и Свердловская области.
Проект реализуется специалистами центра «ТОЧКА ПСИ» и компании «Умная школа» при поддержке благотворительных фондов «Вклад в будущее» и «Наш дом».

Что такое «Школа жизненных проектов» ?

Десятиклассники, участвующие в программе, решили в этом году работать над необычными учебными проектами. В качестве предмета преобразования ребятам  предложено рассмотреть самих себя или свой образ жизни, то есть попробовать себя в роли автора своего жизненного проекта. Роль педагогов – быть кураторами этих проектов.

И подростки, и педагоги, участвующие в программе, прошли специальное обучение и в течение нескольких месяцев работают над достижением поставленных целей.

 

С одной стороны, быть организатором таких программ –увлекательно и захватывающе, а с другой – трудно и ответственно. Иногда мы чувствуем себя волшебниками, дарящими участникам время и возможность задуматься о себе самих, своих мечтах и желаниях, иногда  – страшными занудами, заставляющими участников просчитывать ресурсы и риски реализации этих желаний, но чаще всего – частью большого сообщества людей, которые вместе учатся быть авторами своей жизни.

С волнением ждем апреля, чтобы увидеть результаты работы.

Александра Теплицкая

3. Программа подготовки административной команды образовательного комплекса «Точка будущего»

Программа реализована в 2017-2018 гг. под общим руководством компании ООО «Умная школа».
Программа подготовки длилась более года, включала в себя 10 очных и 10 дистанционных сессий.

 

Мы являлись авторами-разработчиками и ведущими базовых курсов этой и других программ. Сегодня те, кого мы учили, стали самостоятельной командой людей, запускающих уникальный образовательный комплекс – «ТОЧКА БУДУЩЕГО» в Иркутске!

Марина Битянова

4. Программа подготовки методической команды школы «Возрождение»

Это новый для нашей команды формат работы с педагогами.
Директор школы – Хабиб Магомедович Халидов – поставил перед нами  вопрос: «Что нужно сделать в школе, чтобы педагоги могли обучать себя сами?». На поиск решения выделено три года. 

И мы только  вначале пути…

Татьяна Меркулова

Результат наших совместных действий планируется быть таким:

  • Во-первых,  будет создана внутришкольная методическая структура, координирующая  процесс профессионального взаимообучения.
  • А  во-вторых, и это самая сложная и интересная задача, мы надеемся, что в ходе проекта педагогами будет освоена новая профессиональная позиция: «Я – профессионал, который готов осваивать новое, совершенствовать свой опыт и передавать его  другим».

5. Программа развития субъектной позиции учащихся 5-7 классов

Цель проекта — выстраивание в школе  системы, целенаправленно и согласованно работающей на достижение личностных образовательных результатов.  Особенность программы в том, что в ее разработку и реализацию включаются все педагоги, работающие с учащимися данной параллели.  Это требует от педагогов развития профессиональных умений, связанных с проектированием деятельности и умением работать в команде.   

Работа над программой:

Работа над этой программой идет  уже 4-й год. Задача первого года  состояла в обучении и совместном с педагогами проектировании методологических основ программы. Обучающий блок включал в себя следующие разделы:

  1. Личностные образовательные результаты. Особенности работы педагогов, направленной на достижение личностных образовательных результатов.
  2. Ценностное развитие учащихся.
  3. Субъектная позиция. Понятие. Этапы развития.
  4. Образовательная ситуация как основной инструмент развития субъектной позиции. Виды образовательных ситуаций.
  5. Возрастные особенности учащихся 5-7 классов. Возрастно-нормативные возможности формирования субъектной позиции.

Совместное проектирование было направлено на выбор ценностей, лежащих в основе программы, отбор  предметного содержания, разработку уроков, определение последовательности уроков и внеурочных мероприятий программы.

2016-2017 учебный год стал первым годом реализации программы.  Учащиеся параллели 5-х классов стали ее участниками. И дальше программа росла и развивалась вместе с переходом учащихся из класса в класс. Для того чтобы у педагогов была возможность оперативной коррекции программы, ее адаптации для актуальных задач и согласования действий, работа сопровождалась постоянными методическими встречами.  В этом учебном году наша программа первый раз реализуется в полном объеме, в нее включены ученики с 5-го по 7-й класс. Мы вышли на финишную прямую. Именно поэтому проект стал одним из главных событий этого года.

 

Работа в рамках проекта напоминает мне качели. Взлет, воодушевление, радость совместного творчества  сменяются разочарованием и сомнением. Большая школа. Большой педагогический и детский коллективы. Разнообразная и насыщенная образовательная среда.  И как в любой школе – многообразие задач, которые нужно решать параллельно. Все это затрудняло нашу работу. И тем не менее я считаю этот проект успешным.

Прежде всего потому, что  наша программа стала частью образовательного пространства школы. Нам удалось интегрировать урочные и внеурочные образовательные форматы. И  сейчас видны результаты. Причем эти результаты касаются не только детей, но и взрослых. Со стороны педагогов – расширение профессионального мировоззрения, удержание, помимо предметных задач, задач, связанных с развитием личности учащихся. А также понимание общих с другими педагогами целей профессиональной деятельности,  умение проектировать образовательные ситуации на своем предметном содержании, соотносить свою деятельность с деятельностью коллег. Со стороны детей – неподдельный интерес к ценностной проблематике. Ученикам важно размышлять о ценностях, спорить, предъявлять свою точку зрения и аргументировать ее. А со стороны родителей, которые тоже включаются в программу на определенных этапах,  – удивление, что их дети в этом возрасте размышляют о ценностях и учатся претворять их в жизнь.

Татьяна Беглова

6. Программа обучения учащихся технологии проектирования

Программе «Я умею проектировать» (или «Проектная практика») в этом году будет 5 лет.

За это время мы проводили ее в разных школах и в разных городах, но впервые в программе одновременно приняли участие 320 человек (270 девятиклассников и 50 педагогов). Благодарить за этот рекорд мы должны наших давних друзей и партнеров – образовательный комплекс № 2121 г. Москвы.

Александра Теплицкая

Проектная практика в образовательном комплексе № 2121

На протяжении двух недель во всех отделениях комплекса прошли тренинги и семинары для учащихся и учителей девятых классов. В процессе этой работы все участники отвечали для себя на два вопроса: «ЗАЧЕМ лично мне нужны учебные проекты?» и «КАК реализовать по-настоящему успешный проект?»

Особенно приятно, что уже второй год команда ведущих существенно пополняется за счет педагогов и психологов школы, которых мы дополнительно обучаем и готовим к тренинговой работе с подростками.

7. Программа обучения и отбора педагогических работников для образовательного комплекса «Точка будущего»

Программа реализуется под общим руководством компании ООО «Умная школа». Мы являемся организацией, обеспечивающей учебный процесс и получение педагогами – участниками программы – свидетельств о повышении квалификации.

 

Грандиозный, амбициозный проект! На дистанционную часть программы записались более 700 педагогов. На очные семинары мы приглашаем тех, кто выразил желание в будущем работать в “Точке будущего”. Постепенно, от сессии к сессии, формируется костяк будущего педагогического коллектива…

Марина Битянова

8. Комплексная программа обучения и методического сопровождения педагогической команды «Центр Школа. Портпоселок»

Знакомство со школой  мы отнесли к «открытию года». И мы рады, что наше знакомство переросло в плодотворное сотрудничество. Начали мы с разработки Концепции.  Проектировочная команда, включающая в себя педагогов школы, администрацию и учредителей, несколько месяцев встречалась для того, чтобы обсудить, какой должна стать Школа. Нам посчастливилось быть не только модераторами процесса, но и внести в Концепцию содержательный вклад. 

Татьяна Беглова

Эта работа закончилась составлением дорожной карты по внедрению инноваций в жизнь школы.  Специалисты нашего центра реализуют программу обучения и методического сопровождения педагогической команды. Направления программы:

  1. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке.
  2. Построение системы  проектной деятельности.
  3. Методическое сопровождение психологической службы.

9. Разработка Каталога психолого-педагогических требований к школьным помещениям и зонам для компании «А101»

Совместно с компанией «Умная школа» разработан каталог требований к школьным помещениям и зонам для школы в жилом комплексе «Скандинавия» на территории ТиНАО.

Что из себя представляет каталог?

В каталог требований вошли: требования к общественным пространствам и зонам в здании школы, принципы компоновки школьных помещений и зон, требования к универсальным учебным помещениям, требования к специализированным учебным помещениям, требования к вспомогательным помещениям, требования к техническим помещениям.

Приступая к такой огромной по объему работе (описать более школьных 50 помещений, которые можно по-разному компоновать и из которых можно «сложить» совершенно разнообразные школы), даже не подозревала, насколько увлекательным окажется процесс. Сколько будет в команде дискуссий, воодушевления, интереса. Какой образовательный потенциал может нести в себе лестница? Как сделать кабинет универсальным настолько, что практически любой преподаватель сможет заниматься в нем вместе с ребятами. И это занятие будет разным: с перемещениями, возможностью объединяться в группы, пары, работать индивидуально. Можно ли писать на стенах, и как сделать так, чтобы это было не просто можно – но и нужно, да еще и полезно для образовательного процесса… На эти и многие другие вопросы мы вместе с коллегами искали ответы. И даже рискну предположить, что на некоторые из них нашли! Проект получился масштабный, но глубокий. Рекомендующий, но не подавляющий и оставляющий много пространства для творчества проектирования. Лично для меня он стал одним из самых главных проектов МОЕГО года.

Ирина Бруевич

10. Экспертиза развивающего набора «Инженер» для компании Oyster

Проведение психологической экспертизы развивающего набора «Инженер», написание рекомендаций по его усовершенствованию.

Для меня экспертиза чего-то (наборов, книг, игрушек и игрового оборудования) для детей – это всегда Приключение. Приключение в мире детства, причем не просто Детства, а Современного Детства. Это потрясающее ощущение – видеть, как меняется подход к детям. И к подходу добавляются возможности современного мира. Так что – побыть настоящим Инженером, смастерить роборуку и провести испытание ее возможностей, смастерить катапульту и делать инженерные гипотезы, проверяя меткость разных снарядов, побывать на настоящем заводе, где трудятся инженеры, с помощью очков виртуальной реальности – все это сейчас возможно. И все это сделано с любовью и уважением к детям, их интересам и природному любопытству.

Ирина Бруевич

11. Выпуск рабочих  тетрадей «Уникум» 2-й класс, «Уникум» 3-й класс

Продолжается сотрудничество с Издательским домом “Федоров”. В этом году вышли две тетради по отработке  метапредметных умений на предметном материале.

Это оригинальное, не имеющее аналогов пособие создавалось вместе с педагогом из Краснодарского края Анной Геннадьевной Ефремовой. Мы впервые были  незнакомы с соавтором и территориально разделены…

Но  взаимопонимание, желание создать для школы нужный инструмент и творческий азарт сделали невозможное. За полгода в издательство были переданы рукописи  обеих тетрадей.

Первые отклики практиков  уже есть: «ДЕТЯМ НРАВИТСЯ!»

Для нас это высшая оценка нашей работы!

Татьяна Меркулова

12. Обучающие программы  и семинары для педагогов

Более 500 педагогов школ, студентов  и преподавателей вузов стали участниками наших семинаров и образовательных программ в 2018 году.

Из отзывов участников семинаров:

«Казалось бы, известные педагогические истины: «цель на уроке должна быть сформулирована на детском языке», «определению понятий нужно учить», «работа с ошибками – точка роста», «измеряю то, что развиваю», «мониторинг – инструмент того, кто управляет ситуацией» и многие другие, приобретали на семинаре новое звучание» (преподаватели Института психологии и педагогики ТюмГУ).

«После Ваших курсов, пересмотрев много своих открытых уроков, я поняла, что то, о чём мы говорили вместе с Вами, – невероятно сильно работает. Нужно только это тщательно изучить и применять, что я и старалась делать. Теперь, имея этот образец, смогу построить  так все свои уроки». (Смирнова Н.Б., «Московский лицей «Ступени» Урок  — История музыки во 2-м кл. >>> ). 

13. Экспертиза проекта школы «Салават Купере», г. Казань, для компании «Татинвестгражданпроект»

Проведена экспертиза проекта школы «Салават Купере» на 1224 учащихся, в которой был проведен анализ сильных и слабых сторон представленного проекта и даны рекомендации по улучшению.

Впоследствии проект школы был представлен на архитектурный конкурс BUILD SCHOOL PROJECT 2018 и получил диплом Союза архитекторов России за научный подход к разработке интерьеров школьного здания в соответствии с требованиями педагогического дизайна.

Архитектура школ

АРХИТЕКТУРА >>>
ТОЧКА ПСИ на BUILD SCHOOL 2018 >>>

Я работала над экспертизой проекта этой школы дистанционно, могла судить об архитектурных решениях только по фотографиям. Но и по ним, и по тому, как встречали в Казани мою коллегу Марину Битянову, какие вопросы ей задавали, как показывали саму школу, – было понятно, сколько всего в экспертизу проекта вложено мыслей, идей, искреннего желания сделать современную школу, в которой может осуществляться современное качественное образование. И главное – это готовность проектировщиков развивать проект и менять его к лучшему. А это самое важное качество для школы. Именно этому (развиваться и меняться к лучшему), по большому счету, она учит детей.

Поэтому мы очень рады, что проект был отмечен на конкурсе BUILD SCHOOL PROJECT 2018, – значит эти изменения и стремления заметны не только нам, как компании, проводившей экспертизу.

Ирина Бруевич