15-03-19 Александра Гаврилова

Мисриханова Лариса Шабановна

ЧОУ«Средняя школа Возрождение»

г. Махачкала, Республика Дагестан

Предмет: литература

Рубрика: Хороший урок

Дата публикации: 15.03.2019.

 

Тема: «Если ты слеп, если душа твоя глуха…»  (по рассказу Евгения Носова «Кукла». Литература, 7 класс)

Ценность – душевная чуткость.

 

Сценарий урока

  1. Актуализация.

— Ребята, посмотрите на экран. На экране вы видите картину. Я попрошу учеников, сидящих на 1 ряду, перечислить все предметы, которые есть на картине. 2 ряд, я попрошу перечислить действия, благодаря которым возникло все, что есть на картине. 3 ряд, ответьте на вопрос: «Что можно улучшить?».

— Почему вы по-разному видите одну и ту же картину? Почему по-разному описываете?

— У вас была разная задача. Эту задачу поставила вам я. Но такие задачи человек может ставить для себя сам. Все мы разные люди, и видим мы этот мир по-разному.

— От чего зависит взгляд человека на ситуацию?

— Молодцы! Мы видим то, что важно именно для нас. А это значит, что у каждого человека свои ценности.

2.Постановка учебной проблемы.

— Есть люди, которые смотрят на мир, как потребители: им важно понять, что они могут получить лично для себя (от природы, от других людей…). Они и живут только для себя.  А есть те, кто видит нуждающихся в помощи, поддержке, уважении. Эти люди думают не столько про себя, сколько про других.  Часто про таких людей говорят, что они чуткие. Как вы понимаете это слово?

(Учитель на доске фиксирует ответы детей)

— Дома вы прочитали рассказ Е. Носова «Кукла».  Можем ли мы сказать, что наш герой чуткий?

— Вы считаете, что это так. Но любое мнение нуждается в подтверждении. Сегодня на уроке нам нужно будет аргументировать точку зрения, что Акимыча можно назвать чутким человеком.

  1. Целеполагание. Образ результата.

Цель урока: аргументировать точку зрения, что героя рассказа можно назвать чутким человекам.

Как мы определим, что достигли цели? Что для нас будет образом результата, к которому мы будем стремиться?

— Давайте определим критерии, по которым мы поймем, что цель достигнута:

  • Сможем дать определение слову «чуткий».
  • Сможем привести примеры тех, кого можно назвать чуткими людьми.
  • Сможем привести примеры из текста, подтверждающие, что герой чуткий.

— У вас на столах бланки с таблицей, которая нам понадобится на уроке. А под таблицей есть свободные строки. Запишите на эти строчки критерии, о которых мы договорились.

  1. Планирование.

Что мы должны сделать для того, чтобы достичь цели?

1.) Дать определение понятию «чуткость».

2.) Понять, как поступают люди, обладающие этим качеством.

3.) Доказать примерами из текста, что герой обладает таким качеством, как чуткость.

  1. Основная часть урока.

5.1. Дать определение понятию «чуткость».

— Какие антонимы мы можем подобрать, к слову «чуткий»? (равнодушный, бесчувственный, бездушный).

Итак, если человек не чуток он… (вывод учителя из сказанного детьми)

— Мы с вами уже говорил о том, как мы понимаем это слово. Давайте проверим в словаре.  Для этого заглянем в Толковый словарь Ожегова и посмотрим, какое определение даёт нам автор.

ЧУТКИЙ, -ая, -ое; -ток, -тка, -тко; чутче. 1. Быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств. Чуткий зверь. Чуткое ухо. Чуткий сон (легко нарушаемый). Чуткие приборы (перен.). Чуткость на несправедливость (перен.). 2. перен. Отзывчивый, сочувственный. Чуткое отношение к людям. Чуткая душа, Чутко (нареч.) отнестись к кому-нибудь || сущ. чуткость,-и, ж.

— Правильно ли мы с вами определили значение слова «чуткий»?

5.2. Понять, как поступают люди, обладающие этим качеством.

— Можете ли вы назвать произведения, в которых есть герои, обладающие таким душевным качеством, как чуткость? (дети называют героев)

— Почему вы решили, что этих героев можно назвать чуткими?

— Чуткий человек видит проблемы других людей, сострадает и что-то делает для того, чтобы решить проблему (на слайде показать варианты своих чутких героев).

— Итак, давайте дадим определение: чутким мы будем называть человека, который видит несправедливость, боль других людей или животных, не равнодушен к проблемам природы и готов действовать для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

5.3. Доказать примерами из текста, что герой рассказа обладает таким качеством, как чуткость.

— Первоначально рассказ назывался «Акимыч», а затем «Кукла». Как вы думаете, почему?

— Что мы знаем о главном герое рассказа?

— Почему Акимыч поднимает куклы?

— Что его удивило в образе куклы?

— С японского языка кукла переводится как «сущность человека». Кукла напомнила Акимычу ребенка, поэтому он не мог пройти мимо.

– Сейчас мы с вами поработаем с текстом рассказа.

— В каких предложениях показана реакция Акимыча на растерзанную куклу?

«…вдруг побледнел, лицо напряглось той страшной окаменелостью…»

«…его что-то вывело из себя…намертво заклинило»

«…шел молча и споро … остановился и сдавленно бранил»

«…сокрушенно глядел на куклу»

«…шумно вздохнул и проговорил с болью»

— Акимыч был поражен, увидев растерзанную куклу, душа его ныла от боли. Можем ли мы найти точный ответ на вопрос «Почему болела душа Акимыча?» («А люди идут мимо- каждый по своим делам, — и ничего…»)

— Можем ли подтвердить предложениями из текста, что Акимыч обладает таким качеством, как «чуткость»?

— Итак, мы с вами нашли примеры в тексте, а теперь мы поработаем с таблицей. Посмотрите на таблицу, она состоит из двух колонок, ваша задача при помощи стрелочек показать, к какому понятию «чуткость» или «равнодушие» относится конкретное высказывание.

  1. Фиксация результата. Оценивание.

— На ваших листках под таблицей написаны критерии, которые в начале урока мы озвучили. Поставьте плюс напротив критерия, которого удалось достичь.

  1. Рефлексия.

— На экране вы видите тему «Если ты слеп, если душа твоя глуха..». Как вы думаете, почему я так назвала урок?

— Что было самым важным в уроке?

  1. Перспектива.

Если бы Акимыч посмотрел на наш город, что бы он увидел?

— Что бы вы сделали, чтобы улучшить наш город?