Все школы, которые мы посетили, имеют свое неповторимое лицо. И при этом их объединяет нечто общее, делающее финскую школу узнаваемой.
В финской школе ты всегда – не в «месте», а всегда – в «пространстве», либо на пути к нему. Редкие коридоры всегда распахиваются в просторные…  холлы? залы? точнее всего сказать – наполненную возможностями образовательную среду. В каждой школе есть атриум – центральное многоуровневое пространство, которое принадлежит всем и служит самым разным целям  и интересам.

Атриум – это школьный Вавилон, здесь все встречаются со всеми во время обеда, перемены, общего сбора, перед тем как покинуть школу…

Источник фото: edcities.org

Ощущение открытости и наполненности воздухом (и свободой действия) создают прозрачные стены классов

Осознанный и самостоятельный выбор возможен только в условиях ясности, понятности, «прозрачности»  вариантов и условий выбора – во многих классах прозрачные стены, а для отделения помещений часто используются полупрозрачные тканевые шторы (тюль).
Это позволяет, с одной стороны, видеть происходящее и в классе, и в коридоре, и при этом чувствовать себя защищенно.
Удивительно, но «прозрачность» не отвлекает от учебных занятий, но связывает единой образовательной ситуацией класс и все, что находится за его пределами.

Школа вписана в пространство вокруг

Не только внутри школы есть взаимосвязь и открытость пространств. Благодаря большим и многочисленным окнам помещения словно «распахнуты» в окружающее школьное здание пространство, связаны с ним в единое целое.  Здание вокруг школы не отделено забором.  Школа, игровые и спортивные площадки вокруг, все это – часть социального пространства, доступного местному сообществу.
Открытость сочетается с четко заданными границами и возможностью для уединения. 

Источник фото: atl.fi

Жители окрестных домов могут пользоваться ресурсом школы (библиотека, спортзал, актовый зал, мастерские, студии), но в строго определённое время, после того, как закончатся занятия. У каждой параллели в школе есть свой «уголок»: «наша» раздевалка, «наше» пространство для общения. Если у кого-то из учеников появляется потребность в уединении, для этого тоже созданы условия. Во время занятия можно сесть спиной ко всем, отгородиться ширмой, сесть в кресло-капсулу.

Источник фото: peda.net

Источник фото: peda.net

Задачам комфортного пребывания в пространстве служит мобильная мебель, диванчики с высокими спинками, создающие эффект уединения, перегородки, также решающие задачу уединения, понятная навигация по зданию, условные обозначения, показывающие опасные места и правила.

Приглядывайся, прислушивайся к себе… и выбирай удобный для себя способ учения и отдыха.
Пространство финской школы настроено на разных людей и дружелюбно ко всем.

Источник фото: peda.net

Как этого добиться?

Для начала нужно понять, для каких задач образования будет использоваться тот или иной участок школьного пространства.

Логика размышления такая: ставятся образовательные задачи, определяется, в каких форматах деятельности и коммуникации эта задача будет решаться (через какие образовательные сценарии) и затем проектируется пространство.
Удивителен факт, что компания, занимающаяся разработкой мебели (концерн ISKU), разработала и предложила школам подход к классификации пространств.
В основе классификации два показателя: иерархия помещений с точки зрения приватности/публичности, а также формальности/неформальности обучения.

Решения FOCUS: непрерывная концентрированная работа — организация своего обучения, приобретение и применение знаний.  Предоставляют учителям возможность адаптировать свое обучение к потребностям небольших групп или отдельных учеников и позволяют учащимся двигаться в своем темпе.

Решения STUDY: взаимодействие между педагогом и группой или отдельными учащимися, лекционная форма обучения, парная работа, ситуация индивидуальной оценки образовательных результатов.

Решения SHARE: проектная, исследовательская, проблемно-ориентированная работа в небольших группах, когда учащиеся обучаются вместе, обмениваясь мнениями, оценивая и объединяя знания.

Решения JOIN: стихийное взаимодействие, случайные встречи до, после или между уроками, совместное времяпрепровождение. Все это способствует позитивному социальному взаимодействию, объединению и совместному обучению.

Во время экскурсий в школы мы увидели, как эти решения воплощаются в жизнь

Любое пространство (тупик в коридоре, пространство между кабинетами и пр.) используется для организации возможности стихийного взаимодействия.
Важно, что большое количество возможностей для  свободного общения и времяпрепровождения есть и у взрослых (как педагогов, так и других сотрудников школы).

Образовательная среда, направленная на индивидуализацию – это среда, способствующая развитию самостоятельности

Мы привыкли, что основным «инструментом» воздействия на ученика выступает педагог. Педагог объясняет, педагог наставляет, педагог вводит правила и нормы совместной жизни и сам следит за их соблюдением… Этот список воздействий, оказываемых взрослым на ребенка, можно продолжать практически до бесконечности. Нисколько не умаляя заслуг педагогов, заметим, что нас, взрослых, в школе так много, что ученики перестают нас замечать и слышать.  В Финляндии мы увидели примеры того, как грамотно организованное пространство и  доверие к ученикам, а также  наличие понятных и единых для всех правил,  позволяет минимизировать постоянный контроль взрослого. Приведем примеры.

Источник фото: peda.net

Таблички на кабинетах

Многие пространства устроены с расчетом на полную (или частичную) самостоятельность детей.
И педагоги, и учащиеся могут определять занятость кабинета и зарезервировать его. Для этого используются электронные, бумажные, магнитные или пластиковые таблички на кабинетах

Источник фото: peda.net

Столовая

Во всех столовых и взрослые, и дети, должны самостоятельно распределить грязную посуду и остатки еды. Есть отдельное место для грязных тарелок, чашек и ложек, специальный конвейер, который увозит грязные подносы.

Библиотеки

В библиотеках большую часть времени нет библиотекаря – дети сами ищут книги, занимаются, сами отвечают за их возвращение на место.

Это традиция сохраняется и в отношении публичных библиотек. Даже книги, которые посетители могут взять домой, лежат в открытом доступе. Взятие книги никем не фиксируется, и только на самой книге указано время, в течение которого ее надо вернуть.

Сочетание решений

Внутри одного образовательного пространства (класса, кабинета) зачастую используются сразу несколько видов решений. Это позволяет детям и педагогам оперативно менять и выбирать условия и формы работы.

Удовлетворение индивидуальных запросов к среде

1. Многофункциональность помещений и оборудования

Чтобы удовлетворить максимальное количество запросов к среде и обеспечить широкий выбор форм и условий обучения в рамках одного образовательного пространства, сотрудники школ проявляют чудеса рациональности, комбинируя и совмещая между собой разные функции и задачи.

Самое сильное впечатление производят многофункциональные учебные пространства – то ли огромные классы, то ли холлы среднего размера, в которых может комфортно разместиться для учебного взаимодействия и 50, и 60, и 70 учащихся. Пространство зонируется невысокими стеллажами на колесиках, фетровыми ширмами, тяжелыми шторами… или превращается в огромный общий учебный «полигон». Все зависит от учебных целей, которые поставили перед собой учителя.

Например, одна аудитория «амфитеатр» может превратится в три изолированных.

А за счет раздвижных перегородок огромный спортивный, готовый принять городское сообщество,  зал превращается в три отдельных зала обычного размера.

Помещения объединяются между собой/изолируются посредством штор (портьер) или разъезжающихся дверей.

И в то же время в уютных уголках оборудованы кабинки для индивидуальной работы, есть комнаты для работы  трех, четырех, пяти учеников под руководством учителя. Если устал от общения, можно спрятаться в уютном кресле-коконе или домике.

Идея многофункциональности находит свое отражение и в использовании пространства для отдыха и обучения.
Так, лестницы и переходы кроме прямого назначения могут применяться для закрепления счетных навыков у младших детей. А пространства коридора (пол и стены) – для игр и квестов, организаторами которых могут быть как дети, так и педагоги.

Источник фото: peda.net

Источник фото: peda.net

  • Кабинки для разговоров по мобильному телефону

  • Пространство для занятия спортом

  • Пространство для уединенной игры

  • Шкафчики для хранения личных вещей есть и у учеников начальной, и у учеников основной школы.

  • Все школы оборудованы лифтами или подъемными механизмами. Но эти подъемные механизмы не на виду, они задействуются по мере необходимости.

Источник фото: peda.net

Источник фото: isku.com

Во всех школах есть учительские. В учительских есть зоны для отдыха и зоны для работы (компьютеры, оргтехника). Часто это отдельные кабинеты. Причем этими пространствами могут пользоваться все сотрудники школы (от уборщиков до педагогов).

Для хранения личных вещей есть такие же, как и у детей, закрывающиеся локеры. Для учителей есть мульти-ключи с разным доступом. Для каждого учителя этот ключ открывает определенный набор кабинетов и учительскую.

«Забота» через мебель. В некоторых школах мы увидели высокие столы. Учителю не нужно наклоняться. Столы очень легко регулируются по высоте (электроприводы). Возле рабочих столов учителя были массажные коврики для ног.

Университет ЛАМК: у директора нет своего офиса, он сидит в общем пространстве с другими учителями. В учительском пространстве много аудио-кабинок, где можно спокойно поговорить по телефону. Есть много мест для сидения, отдельное темное место с кроватью.

Школа Ялкаранта: для учителей есть индивидуальные локеры с кодовым замком, и рядом с ними расположена почта (то есть любой ученик, учитель или родитель может отправить учителю послание с помощью записки).