Опыт взаимодействия с хорошим дизайном с детства воспитывает вкус и формирует представления об эстетике — «Эстетика на подкорке».  Хороший дизайн для образовательного пространства обеспечивает свободу самостоятельного творчества — в финских школах это достигается благодаря различным подходам в оформлении пространств младших и старших школ.

Младшей школе свойственен
аккуратный гармоничный дизайн (минимализм),

тогда как в старшей школе создается
свободная художественная среда (лофт):

Источник фото: tammet.fi

Младшая школа Kalliola

Источник фото: peda.net

Старшая школа — Образовательный центр Opinmäki

1. Образовательная среда — единое визуальное целое

2. Пользователи влияют на образовательную среду

3. Формирование культуры пользования за счет организации выставочных пространств

4. «Чистые» цвета и материалы

5. Школа вписана в городскую среду

Особое значение при создании образовательной среды имеет  ощущения у пользователей сопричастности к сообществу. Вовлеченность и общая культура  порождают желание учиться и работать, кроме того делать это совместно, располагая к диалогу.

Визуально финские школы достигают этого, придерживаясь единого фирменного стиля. Причем, в отличие от других организаций у современной финской школы нет ярко выраженного логотипа — им скорее будет являться ее название (важнее содержание, нежели форма).
Но обязательными элементами остается набор фирменных шрифтов и цветов (то,  что нужно пользователям образовательной среды для работы).

Удержание единого цветового решения в дизайне школ:

Гибкость планировки и универсальность стилевых решений позволяет ученикам самим проектировать и совершенствовать свою образовательную среду.
Таким образом, среда провоцирует пользователей на самоуправляемое обучение и творческую активность:

Источник фото: isku.com

Внимательная организация выставочных пространств  способствует воспитанию в детях культуры преобразования и оформления пространства. А также внимательного отношения к пространству и аккуратности — формируется культура пользования. Школа (образовательная среда) воспитывает и учит сама собой – эти парты нельзя расписывать не потому что это запрещено, а потому что это будет некрасиво. На стены нельзя клеить работы как попало, можно развесить гармонично и для этого есть условия, а именно — отдельно отведенные места (правильная альтернатива). Когда «среда уважает твою работу» (грамотное экспонирование), и сам ученик начинает внимательнее относиться к своему труду.

Примеры организации выставочных пространств:

  • В классах много использующихся стендов для плакатов
  • Выставочные пространства различны: окна, стекла дверей, двери, шторы, стенды, шкафы и т.п.
  • Работы на стенах развешаны по заданиям

Источник фото: isku.com

Для комфорта длительного нахождения в пространстве стоит избегать чрезмерной контрастности и ярких цветов, а также грубых индустриальных материалов. В финских школах цвета не раздражающие – чистые и глубокие (и в оформлении помещений и в обивке мебели), нет грубых маркеров и даже бетон «дымный» воздушный, по школе «ходит воздух».

Цветовые палитры интерьеров школ:

Благодаря деликатному использованию материалов, равномерному рассеянному свету образовательная среда приобретает максимальную лаконичность.

КИНЕСТЕТИКА как ФИЛОСОФИЯ и СТРАТЕГИЯ для обеспечения комфорта

Широко представленная в финских школах мебель ISKU во многих случаях фактически организует пространство, и благодаря гармоничному сочетанию мебельных решений с современным стильным средовым дизайном достигается финская органичность и эстетичность.

Мебель ISKU для дизайна образовательной среды имеет ряд преимуществ в сравнении с другими трансформируемыми аналогами:

  • Подтянутые аккуратные формы
  • Дизайн поведения пользователей (аккуратные маленькие ручки располагают к определенным сценариям взаимодействия с ними)
  • Твердое смягчено (вкрапление мягких материалов, скругленность, матовые стекла)
  • Регуляция высоты (инклюзивность, плюс отсутствие угнетающей стабильности)
  • Устойчивые и качественные конструкции – в тоже время легкие, чтобы удобно двигать

Источник фото: isku.com

Особенным материалом в дизайне общественных помещений и в частности школ является стекло.
Известно, что использование в дизайне школы стекла имеет ряд преимуществ – облегчение контроля помещения, пространство делится при сохранении визуальной открытости, и даже навигация в пространстве с использованием стеклянных перегородок упрощается. Есть и риски использования — обилие стекла ставит под угрозу психологический комфорт пользователей постоянно находящихся в таких пространствах.

В финских школах стекло присутствует уже с самых младших возрастов, и дети естественным образом привыкают к тому, что стеклянная поверхность,такая же часть пространства, как и любой другой материал. Его можно использовать для учебы, в качестве выставочного пространства, можно украшать.

Источник фото: arhinovosti.ru

В Финляндии уделяется особенное внимание акустике в школе. Это важно не только в крупных помещениях (столовая, холлы), но и во всей иерархии образовательных пространств. Достижение оптимального уровня шума будет создавать комфортные условия для обучения и нахождения в школе в течение длительного времени. В финских школах предусмотрено большое разнообразие акустических решений:

  • Шторы на окнах и стеклянных перегородках
  • Шумопоглощающие конструкции на потолках
  • Стендовые конструкции

Система освещения в школах представлена разнообразно. Кроме того, что предусмотрены возможности управления и естественным и искусственным светом (шторы, жалюзи/регулирование осветительных приборов), источники света по своей форме и целевому назначению имеют большую вариативность (системы освещения из светильников и ламп на потолках, точечный свет над партами). А естественное освещение достигается не только благодаря окнам в кабинетах и коридорах, а также грамотно использована возможность допуска естественного света с потолка (хорошее решение для библиотек)

Эстетически естественный и искусственный свет используется в качестве «светового зонирования» (определенные зоны выделяются цветовой подсветкой), а также, благодаря сочетанию хроматических цветов с ахроматическими, и грамотному использованию цветного стекла на стенах при дневном свете играют красивые рефлексы.

Источник фото: isku.com

Школа гармонично вписывается в окружающую среду

А в некоторых случаях окружение является элементом оформления школьного пространства – панорамные окна в столовой с видом на лес, высокие окна на лестницах, благодаря которым обычно тёмные тесные лестничные пролеты «дышат» и «светятся».

Источник фото: isku.com

Источник фото: bocadolobo.com

Все школы имеют большое количество специализированных помещений. Основные группы: помещения для практических занятий по разным видам “ручного” труда и предметов естественно-научного цикла, помещения для занятий спортом, помещения для музыкальных занятий.

Источник фото: isku.com

Помещения

Помещения для практических занятий оснащены мебелью, имеющей покрытие повышенной устойчивости, регулируемой по высоте, часто модульной. Предусматривают нахождение и работу детей с ограниченными возможностями.
Необычно расположение, когда помещения для разных видов деятельности — проходные — можно пройти все насквозь.

Источник фото: peda.net

Оборудование

Оборудование разнообразно и высокотехнологично. Во многих пространствах имеются  раковины или мини-кухни, вытяжки, стационарные пылесосы, для технического творчества имеются как простые столярные и слесарные инструменты, так и сложные станки, включая лазерную сварку и 3-D принтеры,  и оборудование для шитья и приготовления пищи.

Источник фото: peda.net

Спорт

Помещения для занятий спортом обычно большие или очень большие. Есть возможность разделить и уменьшить площадь с помощью раздвижных стен, проводить несколько разных уроков одновременно. Много подвесного оборудования (напр.баскетбольные щиты , сетки), закрепленного на потолке или на стенах. Полы мягко-упругие, разметка сделана на разные варианты зонирования помещения. Помещения оборудованы либо складными трибунами, либо есть места для хранения складных стульев. Можно увеличить размер помещения, раздвинув стены зала. Часто совмещены со сценой (но разделены раздвижными стенами), с другими общими помещениями школы, образуют пространство для проведения массовых мероприятий, соревнований и концертов, праздников. В вечернее время сдаются в аренду localcommunity.

Источник фото: peda.net

Музыка

Помещения для музыкальных занятий достаточно просторные, часто находятся в отдалении от основных и имеют специальное шумоизолирующее покрытие и хорошую акустику. Мебель “свободная”, часто мягкие кресла-мешки или пуфы, или амфитеатры, стулья мобильные. Корпусная мебель (если есть ) используется для хранения музыкальных инструментов. Ученики на уроках обеспечиваются различными инструментами- от самых простых национальных до современных электронных, иногда очень высокого класса. Часто выделена подиумом зона сцены, она может образовывать амфитеатр для сидения. Музыкальные классы часто совмещены с основной сценой и/или со спортивным залом. При проведении концертов это дает возможность быстро переместить инструменты. Некоторые музыкальные классы оборудованы как профессиональные звукозаписывающие студии и тоже сдаются в аренду (в Российских школах тоже уже есть подобный опыт, например, музыкальный класс и видео-мастерская в «Хорошколе»).

Изобразительное искусство

Художественные классы в Финских школах тоже отличаются от привычных нам студий. В них практически отсутствуют мольберты, не стоят натюрмортные постановки, гипсовые головы, и другая академическая натура. Зато само пространство школы создает творческую атмосферу, открывающую совершенно иное отношение к творческим дисциплинам. В младших школах повсюду «рассыпаны» коробки с цветными карандашами, есть много зон, в которых можно порисовать в удобной для себя обстановке. Фактически, пространство дает возможность ребенку заняться творчеством где и когда он захочет, а не только в обусловленные часы.

Кроме того, в школах предусмотрено много возможностей для экспонирования своих работ разного формата и вида. Есть возможности для выставления инсталляций, объемных объектов.

Обеспечение безопасности в специализированных помещениях:

  1. Помещения оснащены тревожной кнопкой, имеют больше, чем один выход. Свободный путь эвакуации.
  2. Электрическая проводка и прочие подводящие трубы выводятся через верх — по потолку, что позволяет избежать рисков травм.
  3. Травмоопасное оборудование выгорожено прозрачными перегородками. Оборудование расположено на безопасном расстоянии, обозначено зонами.
  4. Зонирование помещении направлено на возможность педагога просматривать все зоны и отслеживать работу учащихся и снижение рисков травматизма.
  5. Ориентиры двух видов –1)  предупреждающие об опасной зоне  2) указывающие на безопасную зону (пути эвакуации, таблички, разметки пола) на уровне глаз ребенка  или в поле его зрения.
  6. Зона со спецодеждой и средствами защиты глаз или лица (кабинеты технического труда, кулинарии, творчества) при входе в рабочую зону.
  7. Зона оказания первой помощи (доступные боксы на стене в каждом помещении)
  8. Зона  экстренной специализированной помощи (душ и устройство для промывания глаз в кабинете естественных наук)
  9. Наличие в каждом кабинете инвентаря, материалов, раковин, позволяющих самим ученикам  поддерживать порядок и чистоту.

Осознанное оснащение

Учебное пространство не только оснащается достаточным количеством необходимого оборудования, но также создаются условия для комфортного и эффективного пользования предоставляемыми возможностями.

Решения дигитализации простые и доступные для детей и педагогов (Учебная среда Google, которая открывается на любых устройствах и системах), для работы с «облаком» в школах есть достаточное количество ноутбуков для учеников, которые мобильно и эстетично хранятся в тележках с гаджетами.
Также школы, которые нам удалось посетить, оснащены большим количеством проекторов и интерактивных досок, как в кабинетах, так и в коридорах, столовых, и в других общественных зонах, что дает возможность качественной трансляции информации в цифровом виде где и когда угодно.

Источник фото: isku.com

Источник фото: peda.net