РЕЦЕПТЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:
Как разработать точные оценочные задания
РЕЦЕПТЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ:
Как разработать точные оценочные задания
Основные понятия
Критериальное оценивание образовательных результатов - это оценивание на основе критериев, то есть измеряемых характеристиках результата, которые можно объективно зафиксировать с помощью специальных оценочных процедур.

Текущее оценивание - вид критериального оценивания, предназначенный для определения уровня достижения ОР в процессе обучения на уроке.

Констатирующее оценивание - вид критериального оценивания, предназначенный для определения уровня достижения ОР и контроля усвоения контролируемых элементов содержания по завершению изучения блока учебной информации (темы, раздела).

Образовательные результаты (далее - ОР) - опыт, знания, представления, умения и ценностные позиции, которые формируются у учащихся на основе учебного содержания предмета; то, что формируется у учащихся.

Критерий оценивания - признак, основание принятия решения о сформированности ОР у учащегося.

Индикаторы – это совокупность наблюдаемых признаков, которые описывают критерий оценивания через эталонное успешное владение конкретным ОР; служат для информирования о достижении ОР или о степени приближения к нему.

Кодификатор - реестр единиц учебного содержания по предмету/курсу и соответствующих им ОР, которые контролируются определенными процедурами оценки.

Оценочное задание (далее - задание) - текст-указание на действие, успешное выполнение которого учеником свидетельствует о достижении им ОР.

Составное задание - оценочное задание, в котором для проверки сформированности образовательного результата предлагается выполнить несколько однотипных действий (решить примеры, вставить буквы и др.).

Шкала оценивания - это прием, позволяющий сопоставить результат выполнения задания с соответствующими баллами (1-0/2-1-0).
Виды предметных образовательных результатов
Виды предметных образовательных результатов
Формулировка
критерия ОР
является точной, если:
  1. Логично связана с единицами учебного содержания;
  2. Соответствует виду ОР;
  3. Используется точный глагол (неопределенной формы или 3 лица ед. числа);
  4. Содержит критерий оценки только одного ОР;
  5. По форме лаконична, конкретна;
  6. Содержит описание ОР, а не приема работы или действия учащихся на уроке.
Формулировка критерия ОР
является точной, если:
  1. Логично связана с единицами учебного содержания;
  2. Соответствует виду ОР;
  3. Используется точный глагол (неопределенной формы или 3 лица ед. числа);
  4. Содержит критерий оценки только одного ОР;
  5. По форме лаконична, конкретна;
  6. Содержит описание ОР, а не приема работы или действия учащихся на уроке.
Оценочное задание
Текст-указание на действие, выполнение которого учеником свидетельствует о достижении им ОР (сформирован - не сформирован; уровень сформированности).

Структура оценочного задания:
  1. формулировка ОР
  2. инструкция (способ выполнения)
  3. условие/материал задания
  4. место для ответа
  5. шкала оценивания с расшифровкой значений шкалы

Виды оценочных заданий
Простое (отдельное)
Оценочное задание, в котором для проверки сформированности образовательного результата предлагается выполнить одно учебное действие/одну пробу (решить задачу, ответить на проблемный вопрос и др.)

Составное
Оценочное задание, в котором для проверки сформированности образовательного результата предлагается выполнить несколько однотипных учебных действий/несколько проб (решить примеры, вставить буквы и др.)
Шкала оценивания
Это прием, позволяющий сопоставить результат выполнения задания с соответствующими баллами (1-0/2-1-0).

Шкала задает:
  1. Максимальный балл, который можно получить за полностью выполненное задание
  2. Промежуточные баллы, которые соответствуют различным вариантам частичного выполнения задания
  3. Какие варианты выполнения задания соответствуют "нулевому баллу

Шкала содержит помимо количественной, качественную характеристику результата выполнения задания (с точки зрения сформированности ОР).
Рекомендуемые шкалы
1-0
  • Для заданий, предполагающих однозначный правильный ответ: "да" - "нет", "правильно" - "не правильно", "знает - не знает", "точно - неточно" и др.
  • Как только появляются "оттенки" и "нюансы", это шкала не годится
2-1-0
  • Для заданий, содержащих два отдельных условия: "правильно выполнил" и "правильно записал", "правильно назвал" и "правильно объяснил"...
  • Для заданий, имеющих вариант "частично правильно" : "назвал два признака из трех"., "потребовалась частичная подсказка/помощь"...
  • Для составных заданий
Составные задания:
общий принцип оценивания по шкале 2-1-0
  1. Каждое действие (пример, слово, задача) оценивается по шкале 1-0
  2. Максимально возможная сумма за все правильно выполненные действия принимается за 100%
  3. Учитель устанавливает, сколько процентов правильного выполнения составляют 2, 1 или 0 баллов
Требования к оценочным заданиям
  • Указан критерий ОР, который нужно будет оценить, и его номер в кодификаторе.
  • Задание соответствует критерию ОР, то есть, по его выполнению можно судить о сформированности ОР.
  • В инструкции к заданию есть все необходимые указания для учащегося: какие действия нужно совершить, сколько вариантов ответа можно выбрать, где записать ответ и др.
  • Шкала оценивания включает в себя все возможные варианты выполнения задания.
  • Составные задания содержат несколько (от 3 до 6) похожих примеров/проб на одно правило/формулу.
  • Все значения шкалы имеют качественное описание, и это описание указывает на сформированность конкретного ОР.
  • В заданиях с выбором ответа количество вариантов минимизирует риск простого угадывания, а именно:
    - предлагается выбор одного правильного ответа из нескольких (от 3 до 5) неправильных ответов, которые похожи, правдоподобны, содержательно корректны;
    - предлагается выбор нескольких правильных ответов, при этом общее число вариантов выбора в 2 раза больше.
Точные оценочные задания
Чтобы глубже погрузиться в СКО:
Ознакомительный вебинар
30 000 ₽ (2 ак.ч.)
  • Больше примеров;
  • Образцы точных заданий, разбор типичных ошибок
Экспертиза СКО
от 160 000 ₽, в среднем - 250 000 ₽
Экспертиза системы критериального оценивания, выстроенной в школе
Проектирование СКО
60 000 ₽ (4 ак.ч.) / 136 000 ₽ (8 ак.ч.)
Проектирование системы критериального оценивания в рамках рабочей программы по предмету
КОНТАКТЫ
Чтобы начать работу с критериальным оцениванием в своей школе,
пишите нам на почту: tochkapsi@mail.ru
Получить консультацию по продуктам
Made on
Tilda